Выпуск 5. Гнёздово без скандинавов

Как можно понять по названию выпуска, здесь мы опять вернёмся к норманнскому вопросу в нашей истории. Одним из оплотов норманизма традиционно является Гнёздовский археологический комплекс, в котором, по заверениям археологов, проживало большое количество выходцев из Скандинавии. Если говорить точнее, то сегодня общепринятым считается мнение, что не менее четверти населения Гнёздовского поселения 10 века составляли скандинавы, причём они не просто являлись там частью населения, а формировали его социальную верхушку, т.е. были здесь местной элитой.
Данное мнение сложилось в основном благодаря археологическим находкам: археологи здесь регулярно находят предметы, имеющие аналоги в скандинавской культуре. Кроме того, существенное количество гнёздовских погребений также имеет видовые аналоги на территории Скандинавии.
Однако выводы о количестве скандинавов в Гнёздове, об их статусе и даже о самом факте присутствия – далеко не так однозначны, как это многим представляется, потому что другие, не археологические источники, рисуют иную картину. В этом выпуске мы поговорим о краниологических исследованиях в Гнёздове и вообще на территории Древней Руси.

Что такое краниология и что она может?

Краниология – это наука, раздел физической антропологии, изучающий строение черепа человека и приматов.
Если вы думаете, что исследования черепа ничего интересного не дадут, то вы ошибаетесь. Краниологические исследования человеческих останков позволяют определить половые и возрастные характеристики объекта, а также его принадлежность к расовой группе, что нас в данном случае и интересует. Краниологи подчёркивают, что в своих исследованиях они не могут определить этническую принадлежность человека, потому что этнос является понятием культурно-историческим, а не антропологическим. Поэтому в данном случае можно говорить только о расовой принадлежности объекта исследований. Здесь уместно пояснить, что помимо основных человеческих рас – европеоидная, монголоидная, негроидная – имеется множество их ответвлений, и именно идентификация этих самых ответвлений в большинстве случаев по силам краниологам. Не все расовые группы хорошо различаются краниологами, однако различия между славянами и германцами (к которым относятся и скандинавы) носят достаточно явный характер.
Что это даст нам на практике, думаю, читатель уже догадался: если в курганах, содержащих ингумации (трупоположения), достаточно хорошо сохранился череп, то по нему можно отличить славянское захоронение от германского. Разумеется, это делается не путём простого визуального осмотра: краниологи измеряют и анализируют несколько десятков различных параметров, связанных со строением черепа.
Кстати, оговорка выше насчёт ингумаций не случайна. В раннем средневековье у многих народов (в том числе у славян и скандинавов) основным погроебальным обрядом до принятия христианства была кремация (трупосожжение), но захоронения по обряду кремации крайне редко оставляют возможность исследования останков.

Краниологические исследования в Гнёздове

Результаты краниологических исследований в Гнёздове отражены в статье Т.И. Алексеевой «Антропология циркумбалтийского экономического региона» (1990). Это единственная (насколько я знаю) на сегодняшний день публикация, где раскрываются результаты гнёздовских краниологических изысканий.
Кстати, некоторые материалы, на которые я буду ссылаться в данном выпуске (в том числе и вышеупомянутая статья) доступны для скачивания в конце текста выпуска.
В Гнёздове краниологами было исследовано 9 курганов (в настоящее время, насколько я знаю, немного больше, но опубликованы результаты только по 9-ти), и ни в одном из них не было найдено германских краниологических признаков. Этот вывод хоть и важен сам по себе, но всё же он не является решающим, просто потому, что слишком маленькое количество исследований. На территории Гнёздовского археологического комплекса сегодня сохранилось более полутора тысяч курганов, и что такое по сравнению с этой цифрой 9 курганов, исследованных краниологами? Ничто.
Но меня в своё время заинтересовал вопрос: а как эти же курганы были интерпретированы археологами? Для ответа я взял за основу достаточно известную в своих кругах статью археолога Ю.Э. Жарнова «Женские скандинавские погребения в Гнёздове». В этой статье автор на основе анализа большого количества гнёздовских курганов (в его выборку входили 788 курганов, это очень много) попытался вычислить количество скандинавских погребений в Гнёздове. Не буду сейчас приводить те критерии, по которым Жарнов выявлял захоронения скандинавов, скажу лишь, что они достаточно спорны. В результате своих подсчётов исследователь пришёл к выводу, что не менее четверти погребений в Гнёздове являются скандинавскими.
Так уж получилось, что в эту выборку Жарнова входили и те 9 курганов, которые были исследованы краниологами. Рассмотрим эти 9 погребений более подробно (описание найденных в курганах предметов является неполным, указаны только те предметы, которые, по мнению разных исследователей, могут являться этноопределяющими).
Курган Ц-212 – женское погребение камерного типа, умершая была похоронена в сидячем положении. Жарнов, ссылаясь на мнение в том числе некоторых скандинавских археологов, называет камерные захоронения с телом в сидячем положении отличительной чертой захоронений Бирки (крупный торговый центр IX-X вв. на территории современной Швеции), поэтому данное погребение он с уверенностью отнёс к скандинавским (Жарнов, с. 208, 214).
Курган Ц-222 – мужское погребение в могильной (подкурганной) яме.
Курган Ц-241 – женское камерное погребение, умершая находилась в сидячем положении, на шее находилась железная гривна с привесками. Погребение уверенно отнесено Жарновым к скандинавским (Жарнов, с. 208, 214).
Курган Ц-249 – мужское погребение камерного типа. Умерший находился в сидячей позе, присутствовала подковообразная фибула. По мнению Жарнова, данное погребение является скандинавским (Жарнов, с. 211).
Курган Ц-255 – мужское камерное погребение, в котором были найдены также останки коня. Присутствовала подковообразная фибула. Жарнов в своей публикации, задаваясь вопросом о том, можно ли обряд погребения в камере считать скандинавским этноопределяющим признаком, в определённой степени противоречит сам себе: сначала он пишет, что «сам факт погребения в камере, видимо, не может считаться жёстким этноопределяющим показателем» (Жарнов, с. 211), но позже говорит, что «обряд погребения в камерах следует рассматривать как один из вариантов обряда, характерного главным образом для преуспевающих варягов (воинов и купцов) и их семей» (Жарнов, с. 217-218). В настоящее время вопрос о том, кого следует называть варягами, является дискуссионным, однако в статье Жарнова, судя по контексту, под варягами понимаются скандинавы. Поскольку вторая цитата является более веской, т.к. находится в заключительной части статьи, то можно с уверенностью говорить, что рассматриваемое камерное погребение также было отнесено исследователем к скандинавским.
Курган Ц-259 – мужское погребение, не описанное в тексте публикации Ю.Э. Жарнова. Только в приложении к статье этот курган указан в списке курганов, входящих в выборку, причём в нём были остатки трупосожжения (Жарнов, с. 223). Как было сказано выше, краниологами исследуются в основном захоронения, сделанные по обряду трупоположения, а курганы с трупосожжениями практически не поддаются каким-либо исследованиям костных останков, поэтому достаточно удивительно видеть трупосожжение, исследованное краниологами. Хотя не исключена ошибка в какой-то из публикаций.
Курган Ц-262 – женское погребение в могильной яме. Присутствуют височные кольца (отличительная черта женского славянского костюма).
Курган Ц-289 – также женское погребение в яме и тоже присутствуют височные кольца.
Курган Ц-292 – женское погребение в яме. Найдена небольшая бронзовая подковообразная фибула и 3 бронзовые пуговицы. По мнению Жарнова, в Гнёздове фибулы больше характерны для скандинавок, а пуговицы – для славянок. Здесь исследователь не выносит напрямую своего вердикта в отношении данного погребения, но на основе его мнения о практически полной нехарактерности фибул для славянок можно сделать вывод, что данное погребение он скорее причисляет к скандинавским (Жарнов, с. 209-210, 213, 214).
Итак, мы видим, что из 9-ти представленных курганов 5 были определены Ю.Э. Жарновым как скандинавские (Ц-212, 241, 249, 255, 292). Причём 3 из них, по которым вывод делался на основе погребального обряда (Ц-212, 241, 249 – камерные ингумации, тело в сидячем положении), исследователь отнёс к норманнским достаточно уверенно (Жарнов, с. 208), а 2 других (Ц-255, 292) были отнесены к норманнским с высокой долей вероятности. Однако краниологические исследования не дают оснований говорить о наличии скандинавов ни в одном из этих курганов! Это, в свою очередь, позволяет не согласиться с общим выводом Жарнова о том, что «не менее четверти погребений в Гнёздове принадлежат скандинавам». Таким образом, в настоящее время краниологами в гнёздовских курганах не просто не было найдено ни одного представителя германцев (и, соответственно, скандинавов), но их не было найдено даже в тех погребениях, которые археологами вполне однозначно либо с высокой долей вероятности были отнесены к скандинавским.
В ответ на это вполне уместны возражения, что гнёздовская краниологическая выборка крайне мала, чтобы на её основании делать далеко идущие выводы. С этим невозможно не согласиться, однако краниологи, разумеется, не ограничивались только лишь исследованиями Гнёздова.

Несколько слов о краниологических исследованиях в других регионах Древней Руси

Краниологические исследования на других территориях Древней Руси позволяют сделать однозначные выводы: скандинавы никак не повлияли на антропологический облик жителей Древней Руси в 9-11 вв. Причём если Т.И. Алексеева в своей книге (1973) указывала на предположительно германский антропологический след в 10 веке в Старой Ладоге и Шестовицах (Алексеева, Этногенез восточных славян..., с. 266-267), то Д.В. Пежемский (2012) обоснованно поставил эти выводы под сомнение (в первую очередь это касается Старой Ладоги) (Пежемский, с. 103). Т.е. даже там скандинавов в захоронениях 10 века не наблюдается!

Выводы

1) Краниологами не были найдены признаки германцев (и, соответственно, скандинавов) в гнёздовских захоронениях.
2) Краниологи не подтверждают наличие германцев даже в тех захоронениях гнёздовского могильника, которые археологами уверенно относились к скандинавским.
3) Независимо от того, были в Гнёздове скандинавские захоронения или нет, вывод Ю.Э. Жарнова о том, что не менее четверти гнёздовских курганов являются скандинавскими, однозначно не соответствует действительности: если скандинавские захоронения в Гнёздове вообще и есть (что далеко не факт) – то их там в любом случае гораздо меньше.
4) На всей территории Древней Руси примерно о 11 века не выявлено никаких захоронений с германскими краниологическими признаками.
На сегодня это всё, но к теме норманнского вопроса мы, разумеется, ещё будем возвращаться не раз, потому что вышесказанное – это лишь малая часть всего того, что можно противопоставить надоевшим сказкам о великой роли норманнов в Древней Руси.

Литература:

(ниже списка даны ссылки для просмотра и/или скачивания)
1) Алексеева, Т.И. Антропология циркумбалтийского экономического региона / Т.И. Алексеева // Балты, славяне, прибалтийские финны: Этногенетические процессы: [Сб. ст.] / Отв. ред. Р.Я. Денисова. — Рига: Зинатне, 1990. — С. 124-144.
2) Алексеева, Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии / Т.И. Алексеева. – Москва: Издательство Московского университета, 1973. – 330 с.
3) Жарнов, Ю.Э. Женские скандинавские погребения в Гнёздове / Ю.Э. Жарнов // Смоленск и Гнёздово. – М.: Издат-во Московского университета, 1991. – С. 200-225.
4) Пежемский, Д.В. Скандинавское присутствие на северо-западе по данным палеоантропологии / Д.В. Пежемский // Староладожский сборник. Выпуск 9 / науч. ред.-сост. А.А. Селин. – СПб: Нестор-История, 2012. – С. 88-107.

Алексеева Антропология.pdf

Размер файла: 1.09 мб

Статья в том числе с результатами краниологических исследований в Гнёздове.

Перейти

Алексеева Этногенез.pdf

Размер файла: 11.61 мб

Книга по антропологии, 1973 г. На с. 265-267 рассмотрен норманнский вопрос. Большая часть сведений актуальна и сегодня.

Перейти

Жарнов Женские погребения.pdf

Размер файла: 1.05 мб

Попытка подсчитать количество скандинавских погребений в Гнёздовском комплексе.

Перейти

Пежемский Сканд присутств.pdf

Размер файла: 10.09 мб

Статья 2012 г. по норманнскому вопросу на основе данных краниологии.

Перейти