Информационное сопровождение выставки и музейной экспозиции
Статья, 2018 г.
Здесь речь пойдёт о тех экспозициях, которые целенаправленно пытаются реализовать свой образовательный потенциал, т.е., говоря проще, донести до посетителя какую-то значимую информацию, сделать так, чтобы посетитель не просто полюбовался на экспонаты, но и узнал, усвоил что-то новое. Однако с усвоением информации на выставках как раз не всё так хорошо, как хотелось бы. В статье рассмотрены возникающие в этой области проблемы, а также пути их решения. Статья может быть интересна тем, кто занимается музейно-выставочной деятельностью, также может заинтересовать всех, кого интересует вопрос качественной подачи информации: экскурсоводов, педагогов, лекторов и др.
Ссылка на статью в сборнике:
Артемов, И.А. Информационное сопровождение выставки и музейной экспозиции / И.А. Артемов // Этнос. Культура. Молодежь : сборник материалов ХХI межвузовской научной студенческой конференции (25 октября 2018 г.). – Смоленск : СГИИ, 2018. – С. 9-13.

Иллюстрации в статье:
Многофункциональный громкоговоритель РМ-74

Текст статьи:

И.А. Артемов
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ И МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Образовательный потенциал музеев и выставок очень велик и здесь пойдёт речь именно о тех экспозициях, которые пытаются этот потенциал реализовать (в отличие от экспозиций, выполняющих, например, только рекреационную функцию). Именно в музейных и выставочных экспозициях люди могут воочию увидеть предметы, способные выступить в роли иллюстраций не только к отдельным событиям, но и к целым эпохам. Вместе с тем приходится признать, что этот мощнейший образовательный потенциал на практике реализуется далеко не полностью и не так качественно, как хотелось бы. Если проанализировать наиболее распространённые формы ознакомления посетителя с экспозицией – самостоятельный осмотр и осмотр в составе экскурсионной группы – то можно сделать вывод, что ни та, ни другая форма не является эффективной для восприятия информации посетителями.
Самостоятельный осмотр экспозиции. Здесь посетитель получает информацию в первую очередь из пояснительных текстов, которые могут относиться к конкретному экспонату, к витрине, разделу или целиком к выставочному залу. Однако текст, относящийся к экспонату, обычно несёт в себе крайне мало информации и часто представляет собой лишь название предмета, которое неспециалисту может не сказать вообще ничего (например, «Фибула», «Братина», «Скобель», «Очелье» и т.д.). Большое количество текстовых пояснений не улучшает информационное восприятие экспозиции. В таком случае организаторам можно порекомендовать дать рядом краткое пояснение с минимумом дополнительной текстовой информации: обилие громоздких пояснительных текстов вовсе не является достоинством экспозиции. Можно привести примеры, реализованные на выставке «Из глубины столетий…»* (указан номер экспоната в витрине, его название, в скобках пояснения): «9. УМБОН (центральная часть щита)», «3. ТАШКА (поясная сумка)» и т.п. Иногда давались и другие дополнительные пояснения, например «2. НОЖ (сборная реконструкция: металлическая часть − копия гнёздовской находки, резная костяная рукоятка − копия археологической находки в другом месте)».
-------------
*Выставка предметов исторической реконструкции 9-11 вв. «Из глубины столетий…» проходила в апреле-мае 2018 г. в Культурно-выставочном центре им. Тенишевых г. Смоленска; автор статьи является одним из непосредственных организаторов выставки и разработчиков экспозиции.

Знакомство с экспозицией в сопровождении экскурсовода (а также другие варианты экскурсий, например, аудиогид). В этом случае информационный потенциал экспозиции раскрывается несравненно более широко, однако и здесь не всё гладко с точки зрения усваивания информации. Ведь на экскурсанта в этом случае обрушивается огромное количество новой информации и, как правило, усваивается лишь часть её, связанная с наиболее интересными фрагментами рассказа. Профессиональный экскурсовод, безусловно, подаст информацию в более удобном для усваивания виде, однако объём её всё равно будет слишком велик для полноценного усваивания.
Выводы. Итак, мы видим, что при самостоятельном осмотре экспозиции налицо недостаток информации, а на экскурсии – её переизбыток. Возникает закономерный вопрос: можно ли с учётом этого как-то оптимизировать информационное сопровождение выставки или музейной экспозиции?
Экспозиционный справочник в видео или аудио варианте – вот тот выход, который можно предложить в качестве ответа на поставленный вопрос. Общая идея такова: посетитель самостоятельно осматривает экспозицию, если его заинтересовали какие-то экспонаты, то он имеет возможность получить видеосправку о них на стационарном терминале, либо аудиосправку с помощью специального портативного оборудования. Основной принцип экспозиционного справочника – давать информацию коротко и по существу.
Идея видеосправочника была реализована на упоминавшейся выставке «Из глубины столетий…», где он представлял собой обычный компьютер с программой «Виртуальный экскурсовод», созданной специально для этой выставки. Программа позволяла запускать справочный видеоматериал по экспонатам выставки и дополнительный видеоматериал, а также реализовывать ряд дополнительных полезных функций. Технические подробности видеосправочника были описаны автором в другой статье [1], поэтому здесь остановимся только на особенностях роликов. Всего для выставки было создано 16 справочных роликов продолжительностью в среднем до 5 минут. Для роликов, описывающих группы предметов, это допустимая длительность, если же ролик посвящён какому-то одному предмету, то лучше сделать его короче. При этом не нужно делать заставки, титры и т.п. Видео должно соответствовать понятию «справочник» – короткая информационная справка в видеорежиме. Что касается аудиосправочника, то здесь будет лучше, если аудиотреки будут продолжительностью не более 1 минуты, даже если они описывают группу экспонатов, так как долго удерживать внимание на аудиоматериале человеку сложнее, чем при просмотре видео. Поскольку в аудиоформате невозможны визуальные эффекты, помогающие удержать внимание зрителя, то упор нужно делать на интересный, понятный и короткий рассказ. В физическом воплощении аудиосправочник должен быть портативным. В самом простом варианте можно предложить использование громкоговорителя РМ-74 (см. фото). Это компактный (12 х 9 х 3 см) многофункциональный прибор, в частности, он поддерживает использование наушников и цифровых носителей данных, на которых могут находиться сотни треков. Аудиотрек выбирается с помощью цифровых кнопок, при этом на этикетке экспоната должен быть специальный значок с указанием номера нужного трека. Разумеется, реализовать аудиосправочник можно не только на основе РМ-74.
Экспозиционные справочники дают возможность посетителю получить оптимальное количество информации, связанной с экспонатами. Аудио- или видеоинформация воспринимается гораздо лучше по сравнению с аналогичной текстовой информацией. Но, разумеется, такие справочники не являются панацеей и имеют ряд недостатков, вот лишь некоторые из них:
1. создание такого справочного материала трудоёмко, требует специальной аппаратуры, программного обеспечения и навыков работы с ним;
2. аудио- или видеосправки не заменяют живого экскурсовода;
3. короткие справки зачастую не могут удовлетворить посетителей-специалистов или тех, кто всерьёз заинтересовался экспонатами.
Однако первый из отмеченных пунктов вполне преодолим, что же касается остальных, то нужно понимать, что экспозиционный справочник призван занять свою нишу в системе информационного обслуживания, а вовсе не заменить экскурсовода или литературу по теме экспозиции.
Какой вариант экспозиционного справочника предпочтительнее: аудио или видео? Здесь однозначного ответа нет. Видео всегда предпочтительней именно за счёт возможности воспринимать информацию в разных модальностях. Однако видеосправочник подразумевает стационарное оборудование, что подходит для небольших выставок, но непригодно для больших музеев со множеством залов. Ведь в таком случае терминалы желательно поставить в каждом зале, а это дорого. Вариант с портативным аудиосправочником здесь предпочтительнее и гораздо дешевле. Также аудиосправочник более уместен там, где есть большое количество однотипных экспонатов. Например, он был реализован в Тульском государственном музее оружия (там он был разработан не с помощью прибора РМ-73, а несколько по другой технологии, но сущность та же самая). Очень уместен он был бы в различных картинных галереях. Надо отметить и то, что аудиосправочник проще в редактировании, также его достаточно просто реализовать на иностранных языках – просто перевести и записать (в то время как в видеороликах придётся ещё синхронизировать новые звуковые дорожки с изображением). Таким образом можно сказать, что каждый вариант экспозиционного справочника – и аудио, и видео – имеет право на жизнь.
В заключении хотелось бы напомнить, что несмотря на возможности современных технологий и их неизбежное внедрение в музейно-выставочную сферу, в центре внимания посетителя должна оставаться в первую очередь всё-таки экспозиция, а всё остальное является лишь дополнением.

Список литературы:
1. Артемов, И.А. Видеосправочник как инструмент информационного сопровождения выставки или музейной экспозиции / И.А. Артемов // Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения: материалы международной научно-практической конференции (12 мая 2017 г.). – Смоленск: Маджента, 2017. – С. 203-207.